Наверх
Блоги
05/04/2017

Философский словарь

Готовые ответы по философии. Философия Сократа и Софистов Философия Платона: Учение Платона о государстве Средневековый мистицизм Философия Фомы Аквинского. Августин Блаженный о сущности мира и человека. Почти все фундаментальные научные теории выросли из метафизических представлений. И во все периоды развития науки метафизические идеи стимулировали выдвижение смелых научных предположений и разработку новых теорий. Теория Куна произвела переворот в философии науки , но в то же время подверглась жёсткой критике, особенно со стороны Поппера. Здесь Фейерабенд был награждён орденом Железный крест , и ему было присвоено звание лейтенанта. Во время отступления немецких войск под натиском Красной армии Фейерабенд был ранен тремя пулями. Одна из них попала в позвоночник, и это привело к тому, что всю оставшуюся жизнь Пауль Фейерабенд ходил на костылях и страдал от сильных болей. В своих книгах Против метода и Наука в свободном обществе Фейерабенд отстаивал идею о том, что нет методологических правил, которые всегда используются учёными. Он выступал против единого, основанного на традиции, научного метода , обосновывая это тем, что любой такой метод ставит некоторые пределы в деятельности учёных, и, таким образом, ограничивает прогресс.

Фейерабенд против поппера

Он также считал, что анархизм в теории желателен, потому что это более гуманистический подход, чем другие научные системы, поскольку он не навязывает учёным жёстких правил. Ограничения, которые она налагает а таких ограничений много, хотя их не всегда легко сформулировать , вовсе не являются необходимыми для создания стройных и плодотворных концепций относительно мира. Существуют мифы, существуют догмы теологии, существуют метафизические системы и множество иных способов построения мировоззрения. Таким образом, анархизм не только возможен , но и необходим как для внутреннего прогресса науки, так и для развития культуры в целом. В конце концов, именно Разум включает в себя такие абстрактные чудовища, как Обязанность, Долг, Мораль, Истина и их более конкретных предшественников, богов, которые использовались для запугивания человека и ограничения его свободного и счастливого развития. Так будь же он проклят!.. Милль пытается показать, каким образом научный метод можно истолковать как составную часть теории человека и тем самым дает утвердительный ответ на вопрос Кьеркегора; см. Захара о развитии физики от Лоренца до Эйнштейна. Неудивительно поэтому, что Захар и Лакатос полагают, что условие роста содержания все-таки выполняется. Наука versus рационализм И наконец, гл. Здесь можно поставить два вопроса: Желательно ли жить в соответствии с правилами критического рационализма? Возможно ли иметь известную нам науку и одновременно придерживаться этих правил? Без таких отчаянных шагов научное знание никогда не получало бы подлинного обновления и научные революции, подобные коперниканской, по-просту никогда бы не произошли. История науки — это не постепенное приближение к истине, а расширение взаимно несовместимых и даже несоизмеримых альтернатив. Теория эпистемологического анархизма релятивистская концепция. Этот подход провозглашает отсутствие каких-либо универсальных критериев истинности знания, а навязывание таких критериев государством или обществом рассматривает как препятствие для свободного развития науки. Каждый ученый волен развивать свою идею, какой бы абсурдной или устаревшей она ни казалась, а каждый из нас, в свою очередь, должен быть свободен в выборе, с какими из этих теорий соглашаться и каких взглядов придерживаться.

Очерк анархистской теории знания" , "Наука в свободном обществе" , "Проблемы эмпиризма. Философские заметки" и др. С начала х придерживался взглядов, близких к аналитической философии как разновидности неопозитивизма. В научном творчестве опирался на идеи критического рационализма Поппер , исторической школы в философии науки Кун , испытал влияние марксизма В. Холличер и идеологии контркультуры Франкфуртская школа. В середине х посещал семинары Поппера и некоторое время был его последователем, но вскоре занял критическую позицию по отношению к поппернианству. Тем не менее, влияние Поппера заметно и в поздних работах, например, попперовский принцип фальсифицируемости, который у Фейерабенда доводится до предела.

  • Братья приходько самая лучшая прикормка
  • Электрический лодочный насос bravo купить в
  • Уфимские лодки пвх инзер
  • Катушка для лодочного мотора тохатсу
  • Себя Фейерабенд называл анархистом и дадаистом эпистемологии науковедения , сравнивал себя с Марселем Дюшаном. Особенности его необычной биографии позволяют сравнить его и с другим неодадаистом-флюксусцем Йозефом Бойсом. Молодость обоих пришлась на времена 3-го Рейха, оба служили в вермахте, оба были серьезно ранены на восточном фронте. Фейерабенд не успел стать членом нацистской партии, но мечтал по молодости служить в СС - нравилась красивая форма. Один раз донес на торговца нотами, что тот выставляет в окне своего магазина портрет Стравинского, ошибочно полагая, что это еврейский композитор.

    Studepedia.org - это Лекции, Методички, и много других полезных для учебы материалов

    Зато после войны, занявшись философией науки, дружил в основном с евреями, Поппером и его учениками Агасси и Лакатосом. Идейный разрыв не мешал в дальнейшем дружеской переписке и личным контактам. В связи с ранением молодой Фейерабенд стал импотентом, так в своей жизни и не познав общепринятых телесных радостей. Но, однако, пользовался огромным успехом у женщин, сам всегда тянулся к женщинам и именно к телесным контактам, четыре раза был женат и умер на руках у любящей жены, мучаясь какими-то приобретенными еще на войне болями. О книжке "Против метода", которая принесла ему колоссальный успех и известность, Фейерабенд, может быть, кокетничая, а может быть, искренне говорил, что жалеет о том, что ее написал, о том шуме, который она вызвала, о том, что лучше бы он написал какую-нибудь театральную пьесу, о зря потраченном времени. Несостоявшийся эсэсовец считал себя в сущности несостоявшимся художником. Провозглашенный им принцип "anything goes" - "все допустимо, позволено", вполне возможно, восходит к его представлениям о модернистском искусстве. Знал ли Фейерабенд, что в то время, как он боролся с методологическим ригоризмом, в современном искусстве на передовые позиции выдвинулся концептуализм, ориентированный на того же Дюшана, но не как на дадаистского эксцентрика, а как на жесткого методолога. Главный теоретик концептуализма Джозеф Кошут вслед за Дюшаном требовал от художника не быть "глупым как художник", требовал нового артикулированного ума в искусстве и способности к перманентному, методическому пере-определению функций искусства. А вовсе не иррациональной любви к искусству. При этом в личной жизни, по слухам, Кошут чрезвычайно и совершенно традиционным образом любвеобилен. Быстро став модным, концептуализм, в частности, стал разрабатывать методологию отличия настоящего концептуализма от ложного, от подделок под концептуализм. По более строгой шкале ценностей речь шла о различении подлинного искусства и не-искусства, китча и коммерции. Необходимым условием развития науки является необходимость нарушать правила, а не следовать им. Утверждение Поппера о том, что исследование начинается с проблемы, считает ложным. Сначала он обосновывает тот факт, что можно развивать науку, действуя контриндуктивно. Контриндукция заключается в том, чтобы вводить и разрабатывать гипотезы, несовместимые с хорошо обоснованными теориями принцип пролиферации теорий и фактами. Обоснования заключаются в следующем: Здесь он говорит и об уже упоминавшейся ранее нагруженности фактов — мы не можем изнутри открыть тот мир, который предполагается в наших действиях — для этого нам нужен внешний стандарт критики, нужен совершенно иной мир. В качестве такого мира он предлагает рассматривать мир сновидений, религию, мифы и т.

    Утверждая, что альтернативные теории можно брать из всех доступных источников в том числе из иррациональных, а также и из истории науки , он приходит к тому, что в его рассуждениях стирается граница между историей науки, ее философией, вообще всем остальным знанием и наукой.

    фейерабенд против поппера

    В вопросе о гипотезах ad hoc [это когда в целях спасения теории выдвигается вспомогательная гипотеза для объяснения какого-то конкретного случая. Изначально кроме этого объяснения из них ничего другого не следует и они уменьшают научность проверяемость теории в смысле Поппера] он соглашается с точкой зрения Лакатоса: Следовательно, все модели науки условно научны - они научны только при условии интервала моделируемости. Сами по себе модели науки вообще лежат по ту сторону науки и ненауки. Следовательно, необходимо еще нечто, что позволит их сделать научными. Таким нечто является "движение целого", которое может ощутить только живой ученый и который только в состоянии определить, адекватна та или иная модель этому целому в данный момент и в данных условиях, или нет. Наука есть форма целокупной Жизни, и только эта целостная жизнь, разделяясь внутри себя на живого ученого и живое знание, способна произвести Науку. Фейерабенд возвращает нам чувство мистической бесконечности научного знания и научной деятельности, что как поднимает науку до высот Жизни, так и сополагает ее с другими формами мистицизма, в том числе снижая ее до недостатков всякой человеческой мифологии. Пытаясь последовательно провести свою позицию, Фейерабенд один за другим рассматривает все модели науки и пытается показать их интервал немоделируемости, то есть найти такую систему условий, при которой модель перестает быть таковой. Это можно сделать либо показав противоречия модели, либо применимость альтернативной модели. В этом метод анархизма вполне напоминает тотальный методологический скептицизм. Согласно бытующей точке зрения, заслуженная и авторитетная концепция будет сохранять свой привилегированный статус в науке до тех пор, пока не возникнут противоречащие ей факты, которые, в свою очередь, оправдывают появление альтернативных гипотез. Парадокс эмпиризма заключается, однако, в том, что новые факты не могут возникнуть без новых идей и альтернативного мировоззрения. Эффективность теории обеспечивается за счет сужения эмпирического материала и игнорирования тех феноменов, которые она не в состоянии объяснить. Живая связь с действительностью постепенно утрачивается, и теория начинает работать лишь на последовательное достраивание своей искусственной модели мира, сознательно очищаемой от противоречащих ей фактов и явлений. Будучи усилена структурами государства и образования, теория постепенно превращается в форму идеологии, успех и стабильность которой выступают как результат конформизма, но не декларируемой согласованности с действительностью.

    При отсутствии альтернатив теория превращается в разновидность мифа, целенаправленно культивируемого своими "священниками и нобелевскими лауреатами", и базирующегося скорее на ловком обмане, чем на беспристрастной истине. Прогресс науки нуждается не столько в единстве мнений, сколько в пролиферации самых разнообразных версий и идей. Термин "пролиферация" почерпнут Фейерабендом из биологии, где он обозначает процесс спонтанного, неконтролируемого размножения. Принцип пролиферации конкретизирует эпистемологический анархизм, ориентируя науку на постоянное продуцирование конкурирующих друг с другом альтернативных гипотез и теорий. При этом в системе научного знания правомерны любые позиции, какими бы устаревшими и абсурдными они не казались. Идея должна соотноситься только с идеей, в силу чего аргументация посредством апелляции к фактам изначально не корректна. При этом ни одна идея не заслуживает того, чтобы быть отправленной на свалку истории, поскольку ее эвристический потенциал всегда может быть востребован в контексте возникновения альтернативных теорий и методов. В качестве примеров подобного ренессанса забытых идей могут служить пифагорейский гелиоцентризм, китайская медицина, атомизм. История науки неоднократно превращала миф в теорию и теорию в миф, в силу чего пролиферация, ведущая к конкуренции альтернативных концептуальных моделей, оказывается методологически более предпочти тельной, нежели кумулятивистский принцип соответствия. Возвращаясь к тезису индуктивизма о необходимости соответствия теорий фактам, Фейерабенд указывает на проблематичность этой идеи, реализующейся всегда лишь с известной долей приближения и аппроксимации.

    фейерабенд против поппера

    Новые теории обладают и должны обладать избытком содержания, который постепенно портится приспособлениями ad hoc, но этого следует избегать. Новые теории появляются способом ad hoc и не могут появляться иначе. Избыток содержания создаётся и должен создаваться постепенно посредством распространения новых теорий на новые факты и области. Говоря о приёме имитации, здесь уместно сопоставить то, что делает Фейрабенд с работой Л. Эта работа интересна тем, что написана она в е годы задолго до работ Фейерабенда и вообще постпозитивистских работ. Интересным представляется то, что при сходстве подходов к науке у Флека и Фейерабенда, проявляется и сходство в форме изложения. Так же как и Фейерабенд Флек использует форму диалогов Галилея. А внутри этого диалога Флек Симпатий ещё раз использует приём разыгрывания ролей, обосновывая свою точку зрения демонстрацией реально произошедшей истории ошибочного открытия, как упорядоченной системе ошибок, возникающей как плод коллективного труда[,]. Флек указывает фигуры научного коллектива, работающего над проблемой создания вакцины: И затем Флек разыгрывает диалог между этими фигурами, который демонстрирует, как коллективные ожидания и представления обуславливают соответствующий этим ожиданиям научный результат. Пример с Флеком важно для того, чтобы показывает корреляцию между формой текста и его содержательными установками. А также то, что перформативный тип текста появляется не столько в определённом времени, сколько является следствием целевых и содержательных установок автора. И Флек и Фейерабенд вышли за границы науки и в своих текстах демонстрировали иную возможную организацию науки. Но работы Флека оказались несвоевременными, и понятно, что они стали востребоваться теперь, когда ситуация поиска и разработки иных способов организации науки стала общезначимой, получила культурный статус. Разбираемые нами выше средства построения текста Фейерабенда не случайны. Проблема языка, выразительных средств и восприятия представляет, пожалуй, одну из центральных проблем Фейерабендовского текста. Фейерабенд кратко сформулировал идею своей работы так: Здесь, а также в других местах текста явно демонстрируется интерес Фейерабенда к выразительным средствам.

    фейерабенд против поппера

    Фейерабенд рефлексивно оборачивает проблематику выражения на свой текст. Разобранная выше специфика его текста есть результат сознательного конструирования. Понимая, что для описания процессов развития науки как неразумной и антиметодологической игры существующие формы речи, не принимающие во внимание этих процессов, не годятся, Фейерабенд ставит задачу их разрушения и трансформации их в новые способы выражения[,], - и пишет не теоретический текст, а текст представление, демонстрацию, игру. Точно также и жанровая неопределенность текста - реализация представлений о том, какими должны быть выразительные средства научного исследования. Границы эти исчезают, когда исследователь сам перестаёт ограничивать себя границами метода, фактов, представлениями о том, какие идеи являются научными, а какие нет. Этот принцип нарушения, смешения границ Фейерабенд демонстрирует своим текстом. В нём переплетены одновременно науковедение, искусствоведение, психология восприятия, семиотика; переплетены жанры сатирического памфлета, научного исследования, мифа и сказки; совмещаются элементы научного знания, искусства и литературы, истории и методологии. Этот текст нельзя однозначно отнести ни к одной из заданных областей знания.

    В.И. Моисеев. Философия и методология науки

    Текст не позволяет читателю отнестись к себе с точки зрения профессионала, специалиста в определённой области, который понимает текст и выносит суждение о нём, исходя из норм и методов данной профессиональной области. Фейерабенд указывает на три различения, которые снимает его работа:. Высказывания в тексте Фейерабенда являются одновременно историческими описаниями и методологическими предписаниями [,]. Собственно на снятии непроходимой попасти между этими различиями описания-истории и нормативного предписания и основана возможность существования перформативных текстов 6. Перформативные тексты основаны на возможности совмещения на одном знаковом материале двух функций: Это совмещение приводит к появлению третьей функции - самоопределения: Такое строение позволяет разворачиваться перформативному тексту: То есть происходит перефункционализация от описания в предписание и исполненного в описываемое явление 7.

    Войти с помощью:

    Добавить комментарий

    Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

    Вы ввели некорректные логин или пароль

    Войти с помощью:
    Извините, для комментирования необходимо войти.

    Выбираем лучший флагман на текущий момент

    Результаты

    адрес общества охотников и рыболовов в воронеже Загрузка ...

    Keddr в социалочках



    Modal box

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: